Главная Территория Кремля Царь-пушка и Царь-колокол

Царь-пушка и Царь-колокол

Ежегодно сотни тысяч советских и зарубежных гостей посещают Московский Кремль. Они приходят сюда, чтобы полюбоваться величественным ансамблем кремлевских дворцов и соборов, познакомиться с произведениями древнерусской живописи, с замечательными памятниками декоративного и прикладного искусства, хранящимися в кремлевских музеях.
И конечно же внимание всех посетителей Московского Кремля привлекают выдающиеся произведения русского литейного искусства — Царь-пушка и Царь-колокол. Их значительные размеры, удивительная четкость и красота декора, высокие технические данные вызывают всеобщее восхищение. Создание этих произведений явилось закономерным итогом длительного развития бронзолитейного дела — старейшей отрасли русского ремесла.
Как свидетельствуют историки, эпоха металла началась на территории нашей страны в глубокой древности. Медь была первым металлом, получившим здесь широчайшее распространение. Благодаря многочисленным архео-логическим находкам удалось установить дату начала меднолитейного производства на территории нашей страны: V—IV тысячелетие до нашей эры.

Знаменитая Царь-пушка на территории Московского Кремля


С древнейших времен литейщики одинаково успешно изготовляли как бытовые и ритуальные предметы, так и различное оружие — литые топоры, булавы, кистени и тому подобное. Несколько позже мастера овладели искусством изготовления режущего и рубяще-колющего оружия — ножей, копий, мечей.

С X—XI веков в развитии литейного искусства особое место занимает литье колоколов. В начале XIV века состав сплава, употреблявшегося при отливке колоколов, стал практически постоянным: он состоял из 80 процен»тов меди и 20 процентов олова. Такое соотношение определяло как технологические условия отливки, так и прочность отливаемых изделий.
К этим чисто техническим требованиям добавлялось еще одно условие, относящееся только к колокольному литью,— требование «звучности“ будущих изделий. Пос»леднее было тем более важно, что в те далекие времена колокола играли немалую роль в повседневной жизни населения. Они выполняли не только церковные, но и гражданские и даже военные функции. Звон колокола созывал народ на сходки, извещал о пожарах, об опасности.
Техника литья колоколов на протяжении многих столетий определялась общим уровнем развития литейного искусства. Мы не случайно употребляем здесь термин «литейное искусство». Процесс отливки изделия был действительно искусством. Изготовление своеобразно и мощно звучащего колокола всегда становилось большим событием для мастеров литейного дела.
Как правило, колокола формовались в специальных земляных ямах, величина и устройство которых зависели от размеров и формы будущего колокола. Приготовление формы, в которой производилась отливка, было одним из сложнейших этапов работы и требовало, от мастера разнообразных технических знаний.
Важной частью подготовительного этапа работы была заготовка различных материалов, и главным образом нужного количества металла. Например, для подготовки к отливке большого Успенского колокола в 1655 году московскому литейному мастеру Александру Григорьеву потребовалось около десяти месяцев, в то время как сам процесс отливки занял всего лишь несколько часов.

Несмотря на всю сложность и трудоемкость литейного производства, оно в XVI веке получило на Руси широкое развитие. В то время только в Москве насчитывалось около 5 тысяч колоколов, о которых иностранцы отзывались как о наиболее благозвучных и красивых. Мастерство московских литейщиков достигло такого уровня развития, который уже позволял отливать колокола-гиганты.
Среди первых мастеров, взявшихся за отливку необычных по величине колоколов, можно назвать Николая Немчинова. В 1532—1533 годах он отлил два колокола: первый весил 1638 килограммов, а второй — 8190 килограммов.
В первой половине XVIII века мастер Иван Моторин превзошел Николая Немчинова — он отлил еще более мощный колокол, который и находится ныне на территории Московского Кремля.
Наряду с литьем колоколов большое развитие полу-чило на Руси и литье пушек. И первыми создателями пу»шек были колокольных дел мастера.
Надо сказать, что история развития артиллерии, пришедшей на смену стенобитным и метательным машинам, зародившимся в странах Древнего Востока, насчитывает много веков. В нашей стране первые артиллерийские орудия появились в XIV веке. Как свидетельствуют письменные источники, в Древней Руси артиллерия впервые была применена при обороне Москвы от орд хана Тохтамыша в 1382 году.
Первые огнестрельные орудия как на Западе, так и на Руси были весьма примитивного устройства. Ствол орудия сваривался из железных полос, внутренняя по-верхность его была гладкой, а казенная часть (задняя часть ствола) — глухой, на ней сверху имелось затравочное отверстие для воспламенения заряда. Заряжалось такое орудие с дульной части порохом и каменными, железными, свинцовыми ядрами или картечью. Орудия не имели специальных лафетов, а прикреплялись неподвижно к деревянным колодам.

27.03.2012

Читать дальше:
1 2 3 4 5 6
Новости

[24.04.2015]

Восемнадцатого мая, в международный день музеев, для свободного посещения будут открыты: территория Кремля, Патриаршие палаты, а также музеи-соборы. Бесплатные билеты можно будет получить в день посещения в кассах, расположенных на территории Александровского сада. Пройти в Кремль можно через Кутафью башню.

Улицы Москвы

Москва – огромный и красивый город, с множеством больших и маленьких улиц, и у каждой из них есть своя неповторимая интересная история. Многим знакомы такие названия как Петровка, Лубянка, Мясницкая, но есть и множество других улиц, про которые можно много и долго рассказывать. Этот раздел поможет узнать читателям интересные факты про московские улицы и открыть для себя новое в истории столицы России.

Заметки экскурсовода

В данном разделе Вы можете найти уникальные материалы по истории Кремля, информацию о исторических и культурных достопримечательностях Москвы. О Красной площади, Благовещенском соборе, Государственном Кремлевском Дворце пишут лучшие московские краеведы и историки. Раздел «Заметки экскурсовода» будет интересен всем тем, кто хочет глубоко погрузиться в историю Москвы и Кремля.