Главная Территория Кремля БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

Существующее здание Благовещенского собора Московского Кремля сооружено в конце XV века на месте более древнего. В 1482 году за ветхостью церковь разобрали до подклета, и на этом подклете при великом князе Иване III в 1484—1489 годах псковские мастера построили новый храм из кирпича. Этот домовый великокняжеский храм первоначально был небольшой трехглавой церковью, окруженной галереями. Во время большого кремлевского пожара 1547 года собор горел. Свое девятиглавие храм получил во второй половине XVI века при Иване Грозном.

В 1563—1566 годах на сводах галерей в ознаменование полоцкой победы (1563 год) были возведены 4 придела (маленькие бесстолпные одноглавые церковки). В то же время древнее трехглавие собора было дополнено с западной стороны еще двумя новыми глухими главами. Кровлю и купола заново покрыли медными золочеными листами. С этого времени Благовещенский собор приобрел свой и поныне существующий живописный облик.



С восточной стороны Благовещенский собор имеет два входа с крыльцами, ведущими в обходную галерею. Юго-восточное крыльцо с каменной лестницей, украшенное белокаменной резьбой, видимо, было сооружено при Иване Грозном.
Из обходной галереи в центральную часть собора ведут три входа с резными белокаменными порталами. Южный портал восстановлен в 1950 году в формах XV века (по фрагментам, обнаруженным под слоем штукатурки XIX века), северный и западный порталы относятся к началу XVI века. Оба портала украшены пышным растительным орнаментом тонкого рисунка и покрыты голубой краской с позолотой.


Собор долгое время стоял нерасписанным. Как гласит текст Софийской летописи: «В лето 7016 (1508) повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь Благовещения святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосии Дионисьев сын с братиею». Выбор не случайно пал на этого художника. В 1502 году вместе с отцом и братом Владимиром Феодосии расписывал Рождественский собор Ферапонтова монастыря (в Вологодской области) и славился как тонкий, искусный миниатюрист. Василий III мог поручить расписывать свой придворный храм только опытнейшему мастеру.

Фрески Благовещенского собора, как и других кремлевских храмов, на протяжении своей многовековой истории неоднократно поновлялись. Они записывались при Иване Грозном после пожара 1547 года, спалившего почти всю Москву, и в конце XVII века при Петре I. В 1771 году Екатерина II повелела их вновь записать. Несколько раз фрески поновлялись и в XIX веке. Долгое время считали, что древняя стенопись собора погибла. Во время научно-реставрационных работ 1946—1962 годов была произведена полная расчистка фресок Благовещенского собора. Путем кропотливейшей работы древняя живопись XVI века восстановлена. Умело используя в местах утрат красочного слоя легкую полихромную тонировку, реставраторы добились художественной целостности всей росписи Благовещенского собора.

Феофан Грек. Богоматерь. 1405 год.

Theophanes the Greek. The Virgin. 1405


В традиционной схеме стенописи собора появляется много нового, что было вызвано государственными и идеологическими задачами начала XVI века.
Появление в росписи «портретных» изображений великих русских князей и византийских императоров на западных столбах и пилястрах придворного великокняжеского храма имело большое политическое значение. В этом нашла свое отражение начавшая формироваться еще в конце XV века идеологическая концепция «Москва — третий Рим».
Видное место в росписях собора занимают композиции на тему «Апокалипсиса», смысл которых можно объяснить конкретными историческими условиями конца XV века. В этом фантастическом произведении I в. н. э. в мистических образах рассказывается о судьбах человечества, о борьбе добра со злом, о гибели людей, разрушении городов, о страшном суде, о конце мира и в итоге о торжестве справедливости. Нам сейчас трудно воспринимать сложный, условный язык апокалипсических изображений. Но современникам росписей их скрытый смысл был понятен. Далеко не случайно сцены из «Апокалипсиса» заняли такое видное место в росписях великокняжеского храма. В борьбе с крупными церковными феодалами Иван III пытался использовать антифеодальное, религиозное еретическое движение. Но обострившаяся в начале XVI века международная и политическая обстановка внутри государства заставила царя изменить ориентацию и в угоду церкви осудить и казнить еретиков. Символическими сюжетами из «Апокалипсиса» в росписях великокняжеского храма церковь воздействовала на умы людей того времени, предрекала «вечное» осужде-ние всем еретикам и прокламировала незыблемость своих устоев, правильность велико-княжеской политики в делах государства и церкви. Так религиозная живопись в Древней Руси последовательно помогала мирским властям решать конкретные политические задачи.

Росписи Благовещенского собора отличают тонко прочувствованная соразмерность их с небольшой площадью храма, красота и законченность композиций, нарядные светлые краски, гармонично подобранные оттенки цвета.


Украшением интерьера храма стал его иконостас — самый древний из сохранившихся русских многоярусных иконостасов классической формы. Он был перенесен из старого Благовещенского собора, разобранного при Иване III. В двух средних ярусах иконостаса собора — деисусном и праздничном — сохранились произведения прославленных художников Древней Руси — Феофана Грека, Андрея Рублева и Прохора с Городца. Они были написаны в 1405 году. Почти все иконы деисусного ряда обнаруживают руку Феофана Грека — блестящего мастера монументальной росписи, образы которого всегда отличаются сдержанной внутренней экспрессией. Иконы праздничного ряда написаны двумя мастерами. Как считают современные исследователи, семь икон с левой стороны ряда (за исключением четвертой) принадлежат Андрею Рублеву, художественной манере которого свойственны гармоничные композиции, светлый, праздничный колорит. Остальные иконы этого ряда приписывают кисти Прохора с Городца.
Нижний ряд иконостаса собран из разновременных икон. Самая древняя из них — «Спас на престоле» — XIV века.


Пышное убранство интерьера Благовещенского собора в древности дополняли золоченые оклады икон, богатые люстры — паникадила, дорогая церковная утварь. Оклад иконостаса сделан в XIX веке из чеканной позолоченной бронзы, а царские врата — из чеканного серебра. Сложный орнамент и тонкость чеканки свидетельствуют о большом мастерстве художников.
Пол в центральной части собора выложен плитами из агатовидной яшмы, красновато-охристая гамма которой прекрасно сочетается с общим колоритом росписей. По преданию, пол этот был вывезен из Ростова Великого при Иване Грозном. Вероятно, в это же время Грозным были привезены и медные двери (западные и северные). Техника исполнения этих дверей — золотая наводка. Они являются интересным памятником русского декоративно-прикладного искусства XVI века.

Благовещенский собор — интереснейший памятник русской архитектуры и живописи. Он наглядно свидетельствует о неиссякаемом творческом гении русских мастеров.

30.04.2012

Читать дальше:
1 2
Новости

[24.04.2015]

Восемнадцатого мая, в международный день музеев, для свободного посещения будут открыты: территория Кремля, Патриаршие палаты, а также музеи-соборы. Бесплатные билеты можно будет получить в день посещения в кассах, расположенных на территории Александровского сада. Пройти в Кремль можно через Кутафью башню.

Улицы Москвы

Москва – огромный и красивый город, с множеством больших и маленьких улиц, и у каждой из них есть своя неповторимая интересная история. Многим знакомы такие названия как Петровка, Лубянка, Мясницкая, но есть и множество других улиц, про которые можно много и долго рассказывать. Этот раздел поможет узнать читателям интересные факты про московские улицы и открыть для себя новое в истории столицы России.

Заметки экскурсовода

В данном разделе Вы можете найти уникальные материалы по истории Кремля, информацию о исторических и культурных достопримечательностях Москвы. О Красной площади, Благовещенском соборе, Государственном Кремлевском Дворце пишут лучшие московские краеведы и историки. Раздел «Заметки экскурсовода» будет интересен всем тем, кто хочет глубоко погрузиться в историю Москвы и Кремля.