Главная Территория Кремля УСПЕНСКИЙ СОБОР

УСПЕНСКИЙ СОБОР

В северной части старинной Соборной площади Кремля вот уже почти пятьсот лет высится здание Успенского собора. Оно было построено в 1475—1479 годах итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти и замечательно сочетает в себе древнерусские архитек»турные традиции и достижения европейской строительной техники того времени.
Высокие гладкие стены, плавно очерченные полукруглые закомары, мощные, близко поставленные барабаны с золотыми куполами, как бы венчающими громаду собора, — все создает впечатление спокойной силы и монументальности. Небольшой арка-турно-колончатый пояс, как бы утопленный в плоскости стены, лишь подчеркивает особую фундаментальность и величавость сооружения, о котором современники говорили, что смотрится оно «яко един камень».

Здание Успенского собора должно было символизировать силу и могущество единого русского централизованного государства со столицей в Москве, окончательно сформировавшегося к концу XV века.
Собор служил не только культовым целям. В просторном, высоком, очень светлом помещении собора происходили и церемонии светского характера. Так, согласно легенде, в нем Иван III торжественно разорвал грамоту, по которой русские князья должны были платить дань золото-ордынским ханам, и тем самым как бы публично заявил об отказе Русского государства подчиняться поработителям. В соборе же происходили торже»ственные обряды «вокняжения», венчания на царство и позднее — в XVIII—XIX веках — коронования императоров.

После Великой Октябрьской социалистической революции Успенский собор, утратив свое прежнее назначение, становится музеем-памятником.
Большой исторический и художественный интерес представляют фрески собора. В течение веков они неоднократно записывались или поновлялись. Первая роспись собора была сделана в конце XV века

группой художников под руководством знаменитого Дионисия. От нее сохранилось несколько композиций в алтарной части собора и несколько фигур «преподобных», которые можно видеть на северной части алтарной преграды под иконостасом. Изящны удлиненные пропорции фигур, гармоничны, нежны тона красок, тонко, с незаурядным мастерством прописаны лики, руки, детали одежд.

Сохранившиеся до наших дней настенные росписи центральной части собора выполнены в середине XVII века.
Интерьеры соборов и церквей расписывались по определенному каноническому правилу и, несмотря на многочисленные поновления, сюжетные композиции, пронизанные определенным идейным замыслом, нередко оставались прежними. Особенностью росписи Успенского собора, посвященного христианскому празднику Успения Богоматери, является развернутый богородичный цикл, то есть изображения из апокрифической легенды о жизни девы Марии (на части южной и северной стен) и из акафиста (на части южной стены).

Голова ангела. XIV век
Расчищена на иконе «Троица» 1700 года

Head of an Angel. 14th century.
Part of a 1700 icon of the Trinity freed
of overpaint

Привлекает внимание и другой цикл росписи, расположенный в нижнем ряду северной и южной стен. Это изображение семи первых «вселенских соборов» — собраний высших церковных иерархов, на которых были выработаны основные догматы христианской церкви. Тематика этих росписей связана с борьбой царской и высшей церковной властей с антифеодальными ересями, распространившимися в XV — начале XVI века и направленными против основных положений христианства. Интересно, что центральной фигурой каждой композиции является изображение византийского императора, председательствующего на соборе. Оно олицетворяет особое положение светского главы государства и его главенство над церковными иерархами.

В соборе собраны замечательные произведения древнерусской станковой живописи XIV—XVII веков. Древнейшим памятником является икона «Святой Георгий», написанная в XI—XII веках. В изображении юного святого нашли свое отражение народные представления о воинской доблести и духовном совершенстве воина-защитника родной земли.

Икона «Владимирская богоматерь» начала XV века, принадлежащая художнику круга Андрея Рублева, отличается глубоким проникновением во внутренний мир образа, гуманизмом, особым художественным и эстетическим воздействием на современного зрителя.

Икона «Митрополит Петр» художника школы Дионисия изображает одного из видных церковных и политических деятелей Руси XIV века, похороненного здесь же, в Успенском соборе. Художника не столько занимает воспроизведение духовной жизни изображенного, сколько передача величавости, значительности фигуры митрополита. В произведении используются светлые, радостные тона, преобладает настроение торжественности, праздничности.

Интересны и предметы прикладного искусства, органически входящие в убранство интерьера собора. Среди прекрасных бронзовых и серебряных паникадил XVII и XVIII веков, освещающих собор, выделяется центральная серебряная люстра, названная «Урожай». Она выполнена в начале XIX века из серебра, захваченного в России отступающей армией Наполеона и затем отбитого у нее.
У южной стены перед иконостасом находится деревянное резное Царское место Ивана Грозного, сделанное в XVI веке русскими мастерами-резчиками по дереву. Верхняя часть его — узорный шатер, украшенный крупными резными цветами и выточенными из дерева вазами, представляет собой прекрасный образец знаменитого русского узорочья.

Особо следует сказать, что многих замечательных произведений искусства мы не смогли бы увидеть, если бы не художники-реставраторы. Реставрационные работы, начавшиеся в конце XIX века и особенно широко развернувшиеся в годы Советской власти, продолжаются и в наше время.

03.05.2012

Читать дальше:
1 2
Новости

[24.04.2015]

Восемнадцатого мая, в международный день музеев, для свободного посещения будут открыты: территория Кремля, Патриаршие палаты, а также музеи-соборы. Бесплатные билеты можно будет получить в день посещения в кассах, расположенных на территории Александровского сада. Пройти в Кремль можно через Кутафью башню.

Улицы Москвы

Москва – огромный и красивый город, с множеством больших и маленьких улиц, и у каждой из них есть своя неповторимая интересная история. Многим знакомы такие названия как Петровка, Лубянка, Мясницкая, но есть и множество других улиц, про которые можно много и долго рассказывать. Этот раздел поможет узнать читателям интересные факты про московские улицы и открыть для себя новое в истории столицы России.

Заметки экскурсовода

В данном разделе Вы можете найти уникальные материалы по истории Кремля, информацию о исторических и культурных достопримечательностях Москвы. О Красной площади, Благовещенском соборе, Государственном Кремлевском Дворце пишут лучшие московские краеведы и историки. Раздел «Заметки экскурсовода» будет интересен всем тем, кто хочет глубоко погрузиться в историю Москвы и Кремля.